

|

/ Воспитание / Воспитательная работа
Воспитание в Школе Совместной Деятельности
«В каждом человеке солнце, только дайте ему светить» (Сократ)
Нормативные документы:
• Национальный проект «Образование» 2018-2024 годы;
• Муниципальная программа «Развитие образования» на 2015-2025 годы;
• Указ Президента РФ от 29.05.2017 №240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 №996-р)
• Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Город Томск» до 2030 года
• Программа развития МБОУ СОШ №49 г. Томска на период до 2024 года.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, достоинство, совесть, воля, вера в добро, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей, своим Отечеством.
Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Приоритетная задача - из Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 - создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)
Воспитательная система в школе основывается на базовых ценностях человека (здоровье, безопасность и защищённость, уважение, смысл жизни, творчество, самореализация), с ориентацией на модель выпускника как образованного человека, гражданина-патриота, личность свободную, культурную, гуманную, способную к саморазвитию и самореализации. Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьника. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Принципы воспитательной системы:
1. Личностно-ориентированное воспитание - принятие ребенка таким, какой он есть и признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса.
2. Культуросообразность воспитания - создание в школе различных пространств, которые в совокупности составляют культурно-образовательное пространство школы, класса, где осуществляется развитие ребенка.
3. Принцип ценностно-смысловой направленности - создание условий для обретения каждым учеником школы смысла, простраивание траектории своего образования и жизни.
4. Принцип гуманистической ориентации воспитания - добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность, самостоятельность ребенка в определении цели своего образования, доверие к ребенку в выборе им средств и способа достижения поставленной цели, вера в возможность достичь этой цели.
5. Системообразующей деятельностью воспитательной работы школы является деятельностный подход: организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса /умение работать в группе, команде, умение договариваться и коллегиально решать поставленные задачи/. В школе работают детские и взрослые Советы: Совет почемучек (1-4 классы), Совет дела (5-7 класс), Совет старшеклассников (8-11 классы), Родительские советы, Управляющий Совет школы, которые поддерживают общешкольные образовательные события: День Знаний, День рождения Школы, выездные сборы старшеклассников, День Самоуправления, День Семьи, Любимой маме посвящается…, Школьные Олимпийские игры, «Дорогой Добра», Свет Великой Победы, Последний звонок. В школе
6. В школе осуществляется интеграция урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования, реализуются совместные программы воспитания и дополнительного образования в рамках сетевого и межведомственного взаимодействия в условиях развития инновационной деятельности и реализации ФГОС.
В 2021 году разработана и реализуется Программа воспитания.
Особенностью организуемого в школе воспитательного процесса является его построение на содержании деятельности Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – Российское движение школьников, РДШ), созданной Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536.
Задачами РДШ являются:
• содействие в совершенствовании государственной политики в области воспитания подрастающего поколения;
• содействие формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей;
• создание условий для самопознания, саморазвития и самореализации подрастающего поколения согласно возрастным потребностям и интересам;
• становление гражданской позиции подрастающего поколения путем коллективного взаимодействия на благо России.
Основными традициями воспитания школы являются следующие:
• стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются традиционные общешкольные дела – образовательные события, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
• важной чертой каждого образовательного события является совместность: совместная разработка, совместное планирование, совместное проведение событий и анализ его результатов;
• в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместной деятельности(от наблюдателя, участника до организатора);
• в проведении общешкольных образовательных событий поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
• педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках направлений деятельности РДШ, школьных классов, объединений, студий, секций дополнительного образования, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений.
Основные направления воспитательной работы МБОУ СОШ№49 г. Томска:
1. Реализация Программы воспитания;
2. Организация деятельности детского общественного движения и ученического самоуправления;
3. Реализация программ дополнительного образования в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка»;
4. Профилактика девиантного поведения подростков;
5. Организация деятельности Школьной службы примирения.
|






|